«А музы не молчали…»
С таким названием в ДШИ № 13 прошла 23 января 2015 года лекция с видеопоказом, приуроченная Дню снятия блокады Ленинграда. Присутствовали на ней учащиеся старших классов, которые изучают музыкальную литературу.
Алексеева Марина Александровна говорила о том, каким был довоенный Ленинград: крупнейший центр музыкальной культуры, где сложились прочные традиции не только у исполнителей, но и у слушателей. Ленинградскую публику отличали преданность любимому искусству, доброжелательность и требовательность к исполнителям. Многие ленинградские музыканты были хорошо известны как в Советском Союзе, так и за его пределами. Беды, принесенные войной и блокадой, были способны полностью уничтожить музыкальную жизнь в городе. Пульс блокадной жизни бился неровно. Соответственно неровным был и пульс музыкальной жизни. И музыканты, и слушатели, как и все жители осажденного города, терпели лишения и муки голода и холода, умирали. Однако голос искусства не умолк…
23 февраля 1942 года, в День Красной Армии, осуществился музыкальный «прорыв» в радиовещании: после долгого перерыва состоялся большой концерт, в котором участвовали ведущие артисты-певцы и военный музыкальный ансамбль. Спектаклем «Сильва» возобновил работу Театр музыкальной комедии.
19 апреля на сцене Пушкинского театра с большой программой выступил Ансамбль красноармейской песни и пляски Ленинградского фронта, а 23 апреля по радио прозвучала первая передача оперного цикла – отрывки из оперы Верди «Травиата».
С 1 мая вновь начал функционировать Большой зал Филармонии, там удалось возобновить подачу электроэнергии.
Ленинградское радио в жизни горожан играло особую роль. Оно стало необходимой частью жизни блокадного города, его не выключали ни днем, ни ночью. Звучали и любимые всеми военные песни, и произведения русской классики. И прекрасная музыка не только напоминала о мирной жизни, но и давала духовные силы переносить ужасы блокады.
«Я думаю, что никогда больше не будут люди слушать стихи так, как слушали стихи ленинградских поэтов в ту зиму голодные, опухшие, еле живые ленинградцы» - говорила Ольга Берггольц, которую называли «блокадной музой». Ее голос постоянно звучал по радио, вселяя мужество и надежду.
Остались для последующих поколений не только воспоминания и дневники горожан, но также рисунки, акварели, полотна ленинградских художников, запечатлевших облик блокадного города. Работала, сидя в ванной комнате при коптилке, А.П. Остроумова-Лебедева. Она выбрала это помещение, чтобы стекла разбиваемых окон не повредили глаза. Работали и погибли в блокаду художники И. Билибин и П. Филонов.
И старшее, и юное поколение ленинградцев всегда будет помнить о том, как готовилось, подобно военной операции, исполнение Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича. Рождение в дни блокады этого гениального произведения и исполнение его в осажденном Ленинграде - это духовный подвиг непреходящего значения. Весь мир, слушая по радио симфонию, убедился, что город, в котором живет такая музыка, никогда не сдастся.